Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (
греч. Ιησοῦς Χριστός) = Спаситель, Сын Божий – (
см. Словарь,
стр. 236). Раскольники пишут и произносят имя Спасителя «Исус», а начертание «Иисус», принятое православною церковью, отвергают, как «неправильное» и «новое». Первые расколоучители придавали этой разности в начертании большое значение «прибавочною литерою ижемъ, говорилъ инокъ Аврамiй, отдѣляютъ человѣчество Сына Божiя во инъ составъ отъ божества» (Матер. для ист. раск., т. VII, 270 – 272; ср. т. VI, 31, 155, 267, 187; т. IV, 192; т. III, 166, 224). Нынешние безпоповцы и противоокружники утверждают, что «Исус» есть Сын Божий, а Иисус – «инъ Богъ», антихрист. Окружники же хотя учат, что в обоих начертаниях имени Спасителя разумеется одно и то же лицо Сына Божия и что в начертании Иисус нет никакой ереси, но считают оное «неправильным и древнею российскою церковью неприятным» (Иванов.: «Руков. по ист. и
обл. раск.»,
ч. II,
стр. 118). Но такое учение раскольников несправедливо. Во 1-х, начертание Иисус совершенно правильное: а) имя Спасителя, хотя еврейское, но заимствовано нами с греческого языка; поэтому как оно писалось у греков, так должно писаться и у нас. В греческих рукописях и печатных книгах имя Спасителя для краткости часто писалось ᾽Ις (Невоструев: О наименовании Спасителя Иисус, а не Исус. М. 1869,
стр. 9; митр. Григ. Ист. древн. хр. цер. 2, 17), но в полном виде оно всегда писалось, равно как и произносилось ᾽Ιησοῦς. Это можно видеть из того, что имена Иисуса Навина, Иисуса сына Сирахова, Иисуса Иоседекова, обыкновенно пишемые не под титлою, в древних греческих Библиях,
напр. в Синайском кодексе Библии конца III в., изд. Тишендорфом, и в Ватиканском кодексе IV в., везде писаны ᾽Ιησοῦς (
см. свид. из этих кодексов в Вып. Озер. 2, 127-130). В обеих этих рукописях имя Спасителя писано сокращенно ᾽Ις, но есть и полное начертание ᾽Ιησοῦς в Синайском кодексе, т. IV,
л. 29, столб. 1: Ιησοῦν ζητῆτε (Иисуса ищете. Вып. Озер. 2, 128), в Ватиканском кодексе, т. V,
л. 1, столб. 3: καὶ καλέσεις τὸ ὄνομα αὐτοῦ ᾽Ιησοῦς (т. е.: и наречеши имя ему Иисус. Там же,
стр. 130); б) Древние отцы и учители церкви,
напр., Климент александрийский, Кирилл иерусалимский, Епифаний кипрский и др., производили имя «Иисус» от греческого глагола ἰάομαι – исцеляю, ᾽Ιησοῦς - исцеляющий, а от глагола ἰάομαι (будущее - ἰήσομαι) существительное имя будет не ἰσοῦς, а ᾽Ιησοῦς (Невоструев, 12). Во 2-х начертание Иисус – начертание древнее и употребляется русскою церковью со времени принятия христианства. Так: а) в Остромировом евангелии, писанном на пергаменте в 1056
г., хранящемся ныне в Импер. публ. Библ., читаем: «Въ время оно прѣходящу Иiсусу» (
л. 68, столб. 2,
Мф. 9:27). «И абие приступль къ Иiсусови рече Ему» (
л. 161, столб. 1,
Мф. 26:49). «И ты бѣ съ Иiсусомъ Галилейскимъ» (
л. 180 на
об., столб. 2,
Мф. 26:69). «Приступльше къ Iисусу ученици Его» (
л. 274
об., столб. 2,
Лк. 11:1). И потом 557 раз написано сокращенно, но с двумя гласными в начале, а Исус написано только 24 раза; б) в Мстиславовом евангелии, писанном на пергаменте в начале XII ст. и хранящемся в Архангельском соборе в Москве, семь раз написано имя Иисус всеми буквами и более 76 раз с двумя буквами в начале. Такие же начертания имени Спасителя находятся в Юрьевском евангелии (XII в.) и в некоторых других евангелиях XII-XVI
вв., Апостолах XIV-XVI
вв., в Изборнике Святослава (XI века), нотных стихирарях XII-XVI
вв. и многих других старописьменных богослужебных книгах, нотных и не нотных (
см. свид. из этих книг в Выпуск. Озерск., 2, 72-113 и в книжке, издан. Братством свят. Петра митроп.,
стр. 29-102). В старопечатных книгах есть также и не мало мест с начертанием Иисус. Так в Острожской библии, в евангелии от Иоанна, напечатано: «званъ же бысть Іїс и ученицы его на брак» (
л. 44
об.); а на самом конце ее слова «Иисус Христа» напечатаны по-славянски сокращенно Іс҃ Хс҃, и тут же на другой половине той же страницы, по-гречески сполна ᾽Ιησοῦ Χριστοῦ. Имя «Исус» православная церковь считает неправильным по своему начертанию и произношению, так как оно не согласно с греческим начертанием и памятниками древней письменности, но признает его за имя того же Господа Иисуса. Это ясно видно: а) из того, что она никогда не считала за нехристиан людей, молящихся с произношением имени Господа «Иисус»; б) из того, что ни одной иконы Спасителя с именем Іс҃ъ православная церковь никогда не отвергала и не отвергает, но пред всеми ими покланяется; в) благословляет печать богослужебные и учительные книги (в единоверческих типографиях) с этим же начертанием; г) наконец, из того, что православные пастыри для благословения слагают персты свои «во образъ толикихъ литеръ Іс-Хс и так благословляют всех во имя Христа Спасителя (
См. подробн. у митр. Григ. Истин. древн. христ. церк., 2, 26-27).